Автоматизированная система управления эксплуатацией автомобильной дороги АСУЭиТП

В процессе управления эксплуатацией автомобильной дороги решается огромное количество задач управления, начиная от сбора информации о состоянии автомобильной дороги и ее элементов, анализа информации и планирования работ и заканчивая контролем за качеством и сроками реализации подрядными организациями мероприятий по поддержанию дороги в требуемом эксплуатационном состоянии.

В настоящее время в управлениях автомобильными дорогами (ФГУ Упрдор) уже внедрено большое количество информационных систем различного назначения, а также элементов различных автоматизированных систем управления. Однако эффективного автоматизированного управления всем процессом содержания и эксплуатации дорог достичь до настоящего времени не удалось.

Решены, и в ряде случаев на очень высоком уровне, задачи автоматизации отдельных управленческих функций. В частности, в некоторых ФГУ Упрдор внедрены современные автоматизированные системы диспетчерского управления наружным освещением, в некоторых ФГУ внедрены системы метеорологического обеспечения, системы видеоконтроля. В ряде ФГУ внедрены системы учета работ, проводимых на автомобильных дорогах подрядными организациями, и системы автоматизированного формирования отчетности. Создаются центры управления производством, в которых сосредоточены АРМы всех автоматизированных и информационных систем, принадлежащих управлению дороги.

Однако ни в одной из внедренных систем не охвачен весь цикл управления, начиная от сбора информации и заканчивая планированием и контролем действий подрядных организаций. Информация от различных комплексов мониторинга не интегрируется должным образом. Например, внедренные в ряде ФГУ Упрдор подсистемы управления освещением решают порядка 10-15% от общего объема задач управления освещением, решаемых при поддержании системы освещения автомобильной дорогой в требуемом эксплуатационном состоянии. Остальные задачи управления (планирование работ подрядных организаций по содержанию системы освещения, контроль за энергопотреблением, качеством работы подрядных организаций и др.) решаются специалистами подразделения Главного энергетика практически вручную.

В ООО "ОКБ Бурстройпроект" разработана интегрированная система управления эксплуатацией дороги и технологическими процессами поддержания дороги в требуемом эксплуатационном состоянии (АСУЭ и ТП).

Структура АСУ автодорогой

Примеры работы программно-аппаратных комплексов

Интеграция разрозненных комплексов мониторинга и информационных систем системы в интегрированную систему управления процессом содержания и эксплуатации дороги (АСУЭиТП) позволило в несколько раз повысить эффективность управления, сократить затраты на управленческий процесс и в целом на содержание дороги. Использование диспетчером ЦУП "единого окна" для мониторинга состояния всех объектов контроля с автоматическим формированием информации о нештатных ситуациях (инцидентах) и автоматическим формированием перечня решений и действий подрядных организаций при различном типе нештатных ситуаций (поддержка принятия решений) позволяет эффективно и оперативно реагировать на отклонение параметров контролируемых объектов от требуемых эксплуатационных значений, снизить вероятность наступления нештатных ситуаций и чрезвычайных происшествий. Затраты на содержание дороги сокращаются, в том числе, и за счет получения специалистами ФГУ Управтодор и Федерального дорожного агентства точной информации о состоянии автомобильной дороги или ее отдельных элементов. Наличие такой информации позволяет оптимально планировать мероприятия, работы по поддержанию автомобильной дороги в требуемом эксплуатационном состоянии, а также работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций за счет проведения планово-предупредительных мероприятий. Также обеспечивается оптимизация расходования финансовых ресурсов на содержание автомобильной дороги.

Программный комплекс АСУЭиТП разработки ООО "ОКБ Бурстройпроект" зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте).

Программно-технический комплекс комплексного поста дорожного контроля (КПДК) подсистемы метеорологического обеспечения производится ООО "ОКБ Бурстройпроект" на базе информационно - измерительной системы с универсальным комплексом мониторинга параметров (УКМП). Информационно - измерительная система сертифицирована в системе сертификации ГОСТ Р Госстандарта России и имеет сертификат соответствия.