Некоторые примеры работы технических комплексов и программного обеспечения АСУ АД


На рис. 2 изображен экран диспетчера ЦОУП (диспетчера подрядной организации). В основном окне диспетчера ЦОУП отображаются все дороги ФГУ Упрдор, все объекты контроля (участки автомобильных дорог, мосты, тоннели, участки системы освещения, дорожные знаки, объекты придорожного сервиса и др.) и комплексы мониторинга (мониторинга метеопараметров, видеомониторинга, интенсивности движения, комплексы управления освещением и др.). Объекты контроля и комплексы мониторинга различного типа могут отображаться послойно. При возникновении на участке, контролируемом ДЭП или комплексом мониторинга, нештатной ситуации раздается звуковой сигнал и соответствующий значок меняет свой цвет на красный. При необходимости получения подробной информации об инциденте диспетчер может выбрать соответствующий комплекс мониторинга (КПДКМ) для подробного анализа.
    Рис. 2. АРМ диспетчера ЦОУП (подрядной организации)

увеличить

В случае необходимости информация с комплексов мониторинга может быть получена в табличном ((рис.3), графическом виде или как видеоизображение объекта контроля (рис.4).
    Рис.3. Подробная информация о метеопараметрах и параметрах дорожного полотна на контролируемых участках дорог. Табличный вид

увеличить


    Рис.4. Табличная информация об объектах контроля. Видеоизображение объектов

увеличить

В АСУЭ и ТП предусмотрена также выдача данных метеопрогноза по контролируемым участкам дороги (рис.5). Прогнозная информация берется из открытых бесплатных источников.
    Рис.5. Метеопрогноз по контролируемым участкам автомобильных дорог

увеличить

На рис. 6. приведено основное окно специалиста подразделения Главного энергетика. Из этого окна возможно заполнение справочной информации по системе управления освещением, автоматическое формирование отчетности по состоянию АСУ СОАД, а также решение аналитических задач по сбору и анализу данных о текущем состоянии системы освещения, учету потребления электроэнергии, планированию действий по поддержанию системы освещения в работоспособном состоянии, управление действиями подрядных организаций, контроль объемов и сроков работ.
    Рис. 6. Состояние пунктов включения на автомобильной дороге

увеличить

На рисунке 6 изображено окно получения сводной информации по текущему состоянию всех пунктов включения освещения на автомобильной дороге (аналогичное окно сформировано и у диспетчера ЦУП). Отображается информация о состоянии освещения на пунктах включения (включено-выключено), а также наличие нештатных ситуаций (инцидентов). При наведении курсора на аварийный статус пункта включения (авария на рисунке) в окне всплывает информация по перечню необходимых при данном типе аварии действий. Ниже приведены еще несколько примеров работы АСУЭ и ТП. На рис.7 приведены результаты инвентаризации участка автомобильной дороги, проведенной в Ставропольском крае 05.04.2012 года с использованием мобильного автоматизированного рабочего места, установленного на автомобильной базе. С использование мобильного АРМ в автоматизированном режиме формируются состав и характеристики объектов контроля, находящихся на дороге в момент инвентаризации. Также формируются видеоизображения участков дороги, на которой проводится инвентаризация. Результаты инвентаризации в автоматизированном режиме и в реальном масштабе времени заносятся в базу данных АСУЭ и ТП. При этом информация по мере занесения в базу данных становится доступной на всех рабочих местах пользователей АСУЭ и ТП (в соответствии с правами доступа пользователя). На карте автомобильных дорог формируются все дорожные и придорожные сооружения (мосты, тоннели, дорожные знаки, объекты придорожного сервиса и др.), привязанные к GPS координатам и километровым отметкам. При выборе объекта из базы данных (выбор можно осуществлять на карте или в табличном виде) можно получить подробную информацию о состоянии объекта, его характеристиках, схему объекта. В частности, на рис. 8 приведены характеристики мостового сооружения.
    Рис.7. Инвентаризация участка автомобильной дороги

увеличить


    Рис.8. Характеристики мостового сооружения

увеличить

При необходимости можно получить схему дорожного сооружения (рис. 9) или его видеоизображение (рис.10).
    Рис.9. Схема дорожного сооружения (моста)

увеличить


    Рис.10. Видеоизображение дорожного сооружения

увеличить

Также может быть получена информация о технических характеристиках мостового сооружения (размерах, допустимых нагрузках и др.), а также о результатах обследования дорожного сооружения и комплексную оценку его состояния (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное). При выборе на карте автомобильных дорог участка дороги для получения его характеристик могут быть получены дислокация (рис.11), линейный график дороги (рис.12) или его видеоизображение (рис.13). На видеоизображении фиксируется состояние участков дороги, других объектов контроля. Также фиксируется информация о температуре воздуха, температуре дорожного полотна в момент проведения инвентаризации.
    Рис.11. Дислокация участка автомобильной дороги

увеличить


    Рис. 12. Линейный график автомобильной дороги

увеличить


    Рис.13. Видеоизображение выбранного участка автомобильной дороги

увеличить

Выбор участка дороги осуществляется перемещением знака местонахождения (круг с крестиком на рис. 13) на выбираемый для просмотра участок дороги. В случае необходимости в автоматизированном режиме могут быть получены сводные ведомости о составе и состоянии объектов контроля на выбранном участке автомобильной дороги. На рис.14 в качестве примера приведена сводная ведомость дорожных знаков на выбранном участке автомобильной дороги. На основе информации об объектах контроля, хранящейся в базе данных АСУЭ и ТП могут формироваться отчеты любых видов. В частности, могут формироваться ведомости объектов контроля, находящихся в неудовлетворительном состоянии и требующих ремонта. При задании пользователем критериев оптимальности планов работ, например, планов работ по зимнему содержанию дороги или ремонту дорожных сооружений, в автоматическом режиме могут быть сформированы планы работ на заданный интервал времени.
    Рис. 14. Сводная ведомость дорожных знаков

увеличить

В АСУЭ и ТП также в автоматизированном режиме формируется предписанная руководящими документами Росавтодора отчетность: о выполненных работах, о состоянии проезда, о ДТП, о ЧС на автомобильной дороге и др. Состав и форма отчетности легко меняются и настраиваются в соответствии с требованиями Заказчика. На рис. 15 приведен пример отчета о погодных условиях на автомобильных дорогах.
    Рис. 15. Погодные условия на автомобильных дорогах.

увеличить

На участках, где стоят комплексы мониторинга метеопараметров, информация в отчет о погодных условиях заносится автоматически. На участках, где комплексы мониторинга отсутствуют, информация формируется из рапортов подрядных организаций. На рис. 9. приведен отчет о ЧС на автомобильной дороге. Отчет формируется в автоматизированном режиме. На основании отчетов о ЧС могут быть сформированы сводные отчеты по дороге, по ОУДХ, другие типы отчетов за выбранный промежуток времени.
    Рис. 16. Сводный отчет по ЧС на автомобильной дороге (ДТП)

увеличить

На рис. 17 отображена сводная ведомость по энергопотреблению участков системы освещения и системы освещения по дороге в целом. Ведомость формируется автоматически по результатам анализа данных, полученных с контроллера пункта включения. Анализ этой информации позволяет также выявлять участки с пониженным энергопотреблением (гирлянды, в составе которых имеются отказавшие лампы) и участки с повышенным энергопотреблением (участки, на которых имеются несанкционированные врезки).
    Рис. 17. Сводная ведомость по энергопотреблению участков системы освещения

увеличить

На рис.18 приведен пример отчета о состоянии проезда на обслуживаемых подрядными организациями дорогах и выполненных работах.
    Рис. 18. Сводный отчет о состоянии проезда

увеличить

Интеграция разрозненных комплексов мониторинга и информационных систем системы в интегрированную систему управления процессом содержания и эксплуатации дороги (АСУЭ и ТП) позволит в несколько раз повысить эффективность управления, сократить затраты на управленческий процесс и в целом на содержание дороги. Использование диспетчером ЦУП «единого окна» для мониторинга состояния всех объектов контроля с автоматическим формированием информации о нештатных ситуациях (инцидентах) и автоматическим формированием перечня решений и действий подрядных организаций при различном типе нештатных ситуаций (поддержка принятия решений) позволяет эффективно и оперативно реагировать на отклонение параметров контролируемых объектов от требуемых эксплуатационных значений, снизить вероятность наступления нештатных ситуаций и чрезвычайных происшествий. Затраты на содержание дороги сокращаются, в том числе, и за счет получения специалистами ФГУ Управтодор и Федерального дорожного агентства точной и актуальной информации о состоянии автомобильной дороги или ее отдельных элементов. Наличие такой информации позволяет оптимально планировать мероприятия, работы по поддержанию автомобильной дороги в требуемом эксплуатационном состоянии, а также работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций за счет проведения планово-предупредительных мероприятий. Также обеспечивается оптимизация расходования финансовых ресурсов на содержание автомобильной дороги.