Киберрегион. Безопасный город. Интегрированный аппаратно-программный комплекс

Введение


В настоящее время во многих регионах и городах России реализуется концепция создания безопасного региона (города). В ведомствах и учреждениях создаются различные системы управления и комплексы мониторинга и оценки безопасности объектов контроля. В частности, создаются комплексы мониторинга таких объектов контроля, как: критически важные объекты (КВО); химически опасные объекты; важнейшие транспортные объекты (морские порты, вокзалы, мосты, тоннели и др.); места скопления людей и другие. Для каждого типа комплексов мониторинга в ситуационных центрах и центрах управления устанавливаются соответствующие программные средства. Программные комплексы создаваемых систем управления, как правило, не обеспечивают реализации полного цикла управления безопасностью региона (города). Наличие в центрах управления значительного количества не связанных между собой программных средств приводит к увеличению количества операторов и отсутствию требуемой для эффективного контроля и управления безопасностью интеграции информации, поступающей в центры управления. В создаваемых системах управления безопасностью (обеспечения безопасности) автоматизируется выполнение лишь отдельных задач управления. Автоматизируется, например, только получение и первичная обработка информации от граждан (система 112, например) или с комплексов мониторинга. Управление аварийно-спасательными формированиями понимается, чаще всего, как контроль за их местонахождением и ручное распределение формирований по объектам контроля, на которых произошла чрезвычайная ситуация.
В ООО «ОКБ Бурстройпроект» разработан универсальный программный комплекс «Типовой центр управления (ситуационный центр)» - ПК ТЦУ (СЦ).
С использованием ПК ТЦУ (СЦ) обеспечивается автоматизация решения задач управления полного цикла управления, начиная от сбора информации, оценки обстановки и заканчивая планированием действий подразделений при устранении последствий нештатных (чрезвычайных) ситуаций и контролем выполнения планов. ПК обеспечивает работу с комплексами мониторинга любого типа и назначения, а также информационное взаимодействие с базами данных любых автоматизированных систем на любых объектах контроля и на любых уровнях иерархии. То есть, в едином центре управления осуществляется управление безопасностью всех объектов контроля в регионе, независимо от их назначения и наличия на них комплексов мониторинга и автоматизированных систем различного типа. В том числе обеспечивается комплексная обработка информации от всей совокупности комплексов мониторинга и систем и формирование управляющих воздействий на указанные комплексы. В частности, если на объекте контроля, на котором установлены несколько комплексов мониторинга различного типа, происходит нештатная ситуация, зафиксированная одним из комплексов мониторинга, ПК обеспечивает автоматическую активизацию других комплексов мониторинга на объекте. Это позволяет получать больший объем информации, принимать актуальные и более обоснованные решения по обеспечению безопасности объектов контроля.
Следует подчеркнуть, что пользователями информации и результатов ее обработки в центре управления могут быть различные ведомства и службы, отвечающие за безопасное функционирование объектов контроля, различные иерархические уровни управления (в том числе системы "Киберрегион" и "Безопасный город"). Пользователями одного центра управления могут одновременно являться, например, операторы ЦУКС МЧС, оперативные службы МВД, ФСБ, КЧС региона, ЕДДС, министерства ЖКХ, муниципальные, региональные и городские органы власти, операторы систем безопасности отдельных объектов контроля и другие.

Структура ПК «Типовой центр управления (ситуационный центр)»

Программный комплекс «Типовой центр управления (ситуационный центр)» представляет собой инструмент (конструктор) для быстрого создания программных комплексов центров и систем управления любого типа и иерархического уровня: центров управления в критических ситуациях, единых дежурно-диспетчерских служб, ситуационных центров, систем управления эксплуатацией и технологическими процессами. Программный комплекс состоит из отдельных программных модулей (рис. 1):
Рис. 1. Структура программного комплекса
Типовой центр управления позволяет настраиваться на любые объекты контроля и область управления процессами. Количество иерархических уровней в системе управления также легко настраивается пользователем программного комплекса. Например, типовой центр управления может использоваться как программный комплекс системы управления объектами ЖКХ, ПК регионального центра управления в критических ситуациях, центра управления единой дежурно-диспетчерской службой, центра управления эксплуатацией автомобильных дорог и др. Настройка на область управления, иерархические уровни управления, объекты контроля и комплексы мониторинга осуществляется путем формирования дерева объектов и субъектов контроля, контролируемых параметров и комплексов мониторинга с использованием входящих в состав ТЦУ (СЦ) программных модулей ввода (редактирования). В качестве объектов контроля могут выступать: субъекты нижних уровней управления, критически важные объекты (КВО), опасные производства, режимные объекты, объекты инфраструктуры, объекты ЖКХ и другие. В качестве субъектов контроля могут быть органы управления промышленным предприятием, органы управления муниципального, городского и регионального уровней. Написание новых программных модулей при этом не требуется. Для сбора информации от комплексов мониторинга различного типа в составе ПК ТЦУ (СЦ) имеется сервер сбора информации, который настраивается на комплексы мониторинга и состав датчиков и измеряемых характеристик объекта контроля. Сервер сбора информации преобразует собранную информацию в форматы записи данных в базу данных (рис.2).

Рис.2.Сервер сбора информации

Ввод в базу данных информации о новых объектах контроля или о новых датчиках (о новых комплексах мониторинга) осуществляется пользователем с использованием программных модулей табличного или ГИС редактирования объектов контроля (комплексов мониторинга). С использованием указанных модулей формируются технические данные (паспорт) нового объекта. Системой управления базой данных программного комплекса автоматически формируются таблицы базы данных, в которые автоматически заносится информация о новых комплексах и их параметрах. Также, после настройки программы на новый комплекс мониторинга (датчик) автоматически формируется таблица базы данных, в которую записывается информация о параметрах объекта контроля, измеряемых новым комплексом мониторинга (датчиком). Может заноситься видеоинформация об объекте контроля, схемы, мнемосхемы объекта контроля. После введения нового объекта контроля в ГИС подсистеме отображения информации автоматически отображается новый объект с возможностью просмотра (редактирования) всех данных об объекте. По результатам оценки информации формируется поддержка принятия решения в сложившейся ситуации и автоматически формируется проект плана действий для устранения последствий нештатной (чрезвычайной) ситуации. После корректировки и утверждения плана действий соответствующим должностным лицом, сформированный план действий выдается исполнителям (командирам формирований, устраняющих последствия нештатных ситуаций). Выполнение плана автоматически контролируется программным комплексом. Контроль исполнения плана может осуществляться как по результатам докладов (донесений) командиров формирований, так и по результатам оценки параметров объекта контроля комплексами мониторинга. В программном комплексе предусмотрен также модуль формирования управляющих воздействий на исполнительные элементы технических систем (например, включение-отключение освещения, включение – отключение вентиляции и др.)
Формирование требуемой отчетности об объектах контроля осуществляется с использованием программного модуля для создания настраиваемых пользователем отчетов и донесений. В настоящее время программный комплекс внедрен при создании регионального центра управления в критических ситуациях (ЦУКС) Главного управления МЧС по республике Мордовия, ЕДДС г. Новосибирска, автоматизированных систем управления эксплуатацией автомобильных дорог (4 системы управления), Опыт внедрения показал, что создание нового пункта управления (ситуационного центра), реализующего функции контроля и управления в нештатных ситуациях, осуществляется путем настройки ПК ТЦУ (СЦ) в течение одного месяца. Формирование полной базы технических характеристик объектов контроля и моделей распространения поражающих факторов ранее не использовавшегося в ПК типа ЧС может занимать до 6 месяцев. Программный комплекс может использоваться при создании пунктов управления единых дежурно – диспетчерских служб, центров управления в критических ситуациях, ситуационных центров. Программный комплекс ТЦУ (СЦ) зарегистрирован в Федеральном агентстве по интеллектуальной собственности (Роспатенте).

Программное обеспечение АПК "Безопасный город"

Возможность адаптации программного комплекса к любой области управления, количеству иерархических уровней управления и любым объектам контроля позволяет использовать его в качестве программного обеспечения для создания функциональных блоков АПК "Безопасный город", предусмотренных руководящими документами Российского правительства и МЧС РФ:
Отдельные программные модули ПК «Типовой центр управления (ситуационный центр» могут использоваться различными уровнями управления в различных областях управления: управления экологической безопасностью, промышленными предприятиями, транспортом, экологической безопасностью и др. При использовании в регионе единого дата-центра программное обеспечение ПК ТЦ (СЦ) может использоваться не только различными иерархическими уровнями, но и органами управления различными министерствами и ведомствами. Интеграция в рамках единого дата-центра позволяет обеспечивать решение любым ведомством задач управления полного цикла управления. Настройка на конкретный уровень управления, область управления осуществляется путем предоставления пользователю программного обеспечения определенных прав по внесению (получению) информации, получению результатов оценки информации, планированию действий подчиненных формирований и контролю выполнения планов.

Примеры создания пунктов управления (ситуационных центров)

Рассмотрим процесс создания нового центра управления на примере создания пунктов (центров) управления различного назначения.

1. Центр управления в критических ситуациях (пункт управления дежурно-диспетчерской службы)

2. Система обеспечения безопасности морского порта

3. Центр оперативного управления производством Управления автомобильных дорог

4. ЕДДС. Контроль объектов ЖКХ

Взаимодействие с системой 112

При получении от системы 112 карточек происшествия программный комплекс ПК ТЦУ (СЦ) обеспечивает автоматическую обработку карточек происшествий и формирование информации об объектах контроля, на которых произошло происшествие. В частности, при приходе из системы 112 карточки о возникновении пожара на объекте контроля, программный комплекс по адресу автоматически определяет местонахождение объекта контроля и формирует его изображение на карте местности (рис. 27). Также автоматически для данного объекта контроля формируются его паспортные данные (этажность и поэтажные планы здания, количество населения или сотрудников в здании, материалы перекрытий, наличие химически опасных или горючих веществ, подъездных путей, гидрантов и другую информацию, необходимую для адекватного планирования действий подразделений пожарной охраны)- рис.28. Информация об объекте контроля выдается пользователям (подразделение пожарной охраны, дежурная служба объектов газоснабжения и др.). По завершении работ по устранению последствий ЧС программный комплекс обеспечивает автоматическое формирование требуемой отчетности. (Рис. 29-30).


Рис. 27. Отображение инцидента на объекте контроля


Рис. 28. Паспорт объекта, на котором произошел инцидент


Рис. 29. Отчет о ЧС на объекте по форме 2ЧС


Рис. 30. Отчет о ЧС за период

Взаимодействие с системой оповещения населения


При возникновении нештатной или чрезвычайной ситуации ПК ТЦУ (СЦ) формирует управляющие сигналы на подсистемы оповещения населения (рис. 31). Также формируются сигналы оповещения с использованием СМС, электронной почты, других каналов оповещения. При выдаче информации на подсистемы оповещения населения осуществляется контроль исполнения управляющих воздействий.

Рис. 31. Запуск систем оповещения населения

Контроль состояния комплексов мониторинга

Программный комплекс обеспечивает контроль состояния комплексов мониторинга, обеспечивающих безопасность региона. Формируется сводная отчетность об отсутствии информации, отсутствии информации с конкретных датчиков комплексов мониторинга с привязкой ко времени (рис.32). В сводной отчетности также формируется информация о дате, с которой не работает комплекс мониторинга (отдельный датчик), а также информация о подрядной организации, обслуживающей указанный комплекс мониторинга, с указанием телефонов и руководителей подрядной организации.

Рис. 32. Сводная информация о состоянии комплексов мониторинга


Заключение

ПК «Типовой центр управления (ситуационный центр) является универсальным программным комплексом. ПК может быть настроен на любую область управления и любые объекты управления без написания новых программных модулей. Настройка на область и объекты контроля осуществляется оператором программного комплекса. ПК обеспечивает реализацию полного цикла управления, начиная от сбора информации о состоянии объектов контроля, регистрации нештатных (чрезвычайных) ситуаций и заканчивая планированием работ по устранению нештатных ситуаций и контролем действий аварийно-спасательных формирований.
В случае наличия в регионе единого центра обработки данных (ЦОД) программный комплекс может использоваться пользователями различных федеральных (ФСБ, МЧС и др.), региональных ведомств (Министерство ЖКХ, Министерство дорожного хозяйства и др.) городских органов власти. Такое использование программного комплекса позволяет существенно сократить расходы на автоматизацию деятельности органов власти, в том числе по обеспечению безопасности региона в целом и отдельных объектов контроля.
Возможность адаптации программного комплекса к любой области управления, количеству иерархических уровней управления и любым объектам контроля позволяет использовать его в качестве программного обеспечения для создания функциональных блоков АПК "Безопасный город": Возможность адаптации программного комплекса на область управления и объекты контроля путем настройки без написания новых программных модулей существенно сокращает время внедрения соответствующей системы управления.