Компания приняла участие в конференции РОСДОРНИИ «ИТС в городских агломерациях. Проблемы и перспективы развития» для экспертов дорожной сферы».
29 июня 2022 года в конференц-зале Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации состоялась конференция «ИТС в городских агломерациях. Проблемы и перспективы развития», которую организовал РОСДОРНИИ для экспертов отечественной дорожной отрасли.
Мероприятие посетили представители Правительства Российской Федерации, Минтранса России, Минобороны России, Федерального дорожного агентства, регионов страны, ведущих отраслевых предприятий, научных и образовательных организаций, специалистов в области развития дорожной инфраструктуры и компаний-интеграторов цифровых решений. Кроме того, в режиме онлайн к встрече подключились свыше 200 человек.
Интеллект для городских дорог
Главными темами обсуждения на тематических секциях конференции стали работа по внедрению интеллектуальных транспортных систем в российских городах и агломерациях, созданию нормативно-правовых и технических документов, регулирующих этот процесс. Масштабное внедрение ИТС в России позволит удовлетворить возрастающий спрос на пассажирские и грузовые перевозки, поддержать баланс между пропускной способностью улично-дорожной сети городских агломераций и ее реальной загрузкой, обеспечить безопасность перевозок и дорожного движения, снизить объемы выбросов загрязняющих веществ.
На Пленарной сессии «Развитие ИТС в городских агломерациях» приглашенные эксперты рассмотрели перспективы реализации локальных проектов в сфере интеллектуального транспорта и способы автоматизации процессов управления дорожным движением в крупных населенных пунктах.
Генеральный директор РОСДОРНИИ Александр Бедусенко подчеркнул особую важность единого подхода к нормированию, стандартизации и ценообразованию при работе над технологичными проектами и внедрении ИТС в городских агломерациях. По его словам, российские дорожники накопили большой опыт реализации интеллектуальных проектов на крупных трассах и смогут использовать его для работы с загруженными городскими дорогами. Важно объединить эффективные методики и выработать общую концепцию работы для федерального и регионального уровней.
«Уход зарубежного оборудования с рынка открыл пространство для наших разработок и стал новым вызовом. Поэтому обмен экспертным опытом очень важен для дальнейшего развития ИТС. Сегодняшний диалог будет полезен для всех нас», – сказал Александр Бедусенко.
Важность конференции обозначил заместитель директора Департамента строительства Правительства Российской Федерации Григорий Волков, заметив, что развитие интеллектуальных систем тесно связано с промышленным и экономическим будущим страны.
«Нам нужен результат, который позволит решить транспортные проблемы в городских агломерациях. Уверен, что наши эксперты и специалисты-дорожники смогут дать детальную картину происходящего и наметить план действий для решения этой задачи», – сказал Григорий Андреевич.
Наибольшую роль в усилении работы по внедрению ИТС в России сыграл национальный проект «Безопасные качественные дороги», в котором намечена масштабная автоматизация процессов управления дорожным движением.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Антон Козлов напомнил, что срок реализации нацпроекта был продлен до 2030 года: «Мы с вами находимся в начале пути. Нужно обмениваться опытом и предлагать свежие идеи для развития таких технологий – это и есть главный посыл сегодняшнего мероприятия».
В свою очередь директор Академии ИТС в автомобильно-дорожном комплексе РУТ (МИИТ) Султан Жанказиев заявил, что формирование понятия ИТС в мире еще продолжается: «Но без объединения экспертов в этой работе мы не сможем продвинуться дальше. Очень важно, что сегодня мы с вами делаем большой шаг, вырабатывая актуальную концепцию развития ИТС с большой пользой для страны».
Заместитель начальника ФКУ «Дороги России» Юрий Федюкин отметил, что для постепенного появления интеллектуальных технологий в городах России необходима детальная проработка с регионами, чем и занимаются специалисты РОСДОРНИИ. Институт является разработчиком концепции национальной сети ИТС – важной составляющей цифровой трансформации транспортного комплекса – и проводит научно-методическое сопровождение реализации таких проектов в регионах.
«Конференция по ИТС очень полезна для тех, кто осуществляет модернизацию процессов внедрения технологий в России. Уверен, что коллеги из регионов почерпнут живой и беспрецедентный опыт специалистов РОСДОРНИИ», – добавил Юрий Владимирович.
Также Юрий Федюкин рассказал о «дорожной карте» выполнения в 2022 году работ по внедрению ИТС. Ее использовали в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек. Собранные в ней пункты помогли российским регионам своевременно подготовить документацию для конкурсных процедур в части создания интеллектуальных систем и своевременно начать запланированные на нынешний год работы.
По мнению заместителя начальника управления регионального развития и реализации национального проекта Федерального дорожного агентства Дениса Кирюхина, использование интеллектуальных технологий в транспортной сфере становится не просто перспективным направлением, а необходимостью: «Хотелось бы выразить благодарность РОСДОРНИИ за большое внимание к внедрению ИТС в регионах и помощь субъектам в реализации этой задачи. Автомобилизация населения продолжается ежедневно и только интеллектуальные технологии позволят нам сохранять дорожную безопасность».
Интеллектуализация значительно расширит возможности существующей дорожной инфраструктуры и стратегических важных объектов, считает начальник управления развития технологий искусственного интеллекта Министерства обороны Российской Федерации Василий Елистратов.
«Без преувеличения все эффективные проекты, которые рассматриваются на конференции, мы сможем использовать не только для укрепления экономики страны, но и для обороны государства в целом», – уточнил представитель Минобороны России.
Стандарты для интеллектуальных технологий
Важность правильного документационного сопровождения интеллектуальных проектов и их единой стандартизации обозначали большинство приглашенных экспертов. Начальник отдела комплексного аудита проектов интеллектуальных транспортных систем РОСДОРНИИ Антон Свистельников подготовил доклад «Анализ реализации локальных проектов создания ИТС в городских агломерациях в субъектах Российской Федерации». По словам эксперта, в ряде регионов зафиксировали низкий уровень подготовки отчетных материалов о реализации мероприятий по внедрению интеллектуальных систем в городских агломерациях. Одна из причин – отсутствие единой позиции в ведении документов по инновационным технологиям. Чтобы оперативно исправить это упущение, Антон Андреевич рекомендовал представителям таких субъектов обратиться за консультацией в РОСДОРНИИ.
Заместитель начальника отдела комплексного аудита проектов интеллектуальных транспортных систем РОСДОРНИИ Анна Москалева перечислила характерные ошибки, допускаемые при подготовке заявок на получение межбюджетных трансфертов на внедрение ИТС. Чаще всего авторы документов допускают разночтения в пояснительных записках и эскизных проектах, упускают описание существующих на момент создания ИТС подсистем и центров. Участники конференции предложили провести межрегиональный семинар, чтобы проработать проблемные вопросы.
Круглый стол «Проблемы формирования ИТС в городах» начался с обсуждения санкционных рисков, которые также оказали влияние на реализацию проектов в области ИТС. Детально об этом рассказал заместитель начальника управления интеллектуальных транспортных систем РОСДОРНИИ Михаил Белов.
Интеллектуальные системы критически зависимы от иностранных комплектующих. Например, зарубежные детали нужны для работы подсистем светофорного управления, мониторинга параметров транспортного потока, метеомониторинга и видеонаблюдения.
«Исправит ситуацию организация «параллельного импорта» или замена уже внедренного оборудования на отечественные аналоги и формирование государственного заказа оборудования для отечественных производителей на основе заявок регионов по внедрению ИТС», – подчеркнул Михаил Белов.
Сессию «Перспективы создания нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области ИТС» открыл заместитель руководителя Департамента развития ИТС и проектирования РОСДОРНИИ Игорь Евстигнеев. Эксперт выступил с докладом на тему «Нормативно-правовое регулирование в сфере ИТС».
«Мы неоднократно говорили о том, что в структуре действующего российского законодательства отсутствует федеральный закон, регулирующий область ИТС. Вместе с тем ее развитие невозможно без главного нормативного документа», – сказал Игорь Анатольевич.
РОСДОРНИИ в настоящее время разрабатывает проект Федерального закона «О национальной сети интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другие нормативные акты и перспективные программы стандартизации в этой области. Игорь Евстигнеев призвал отраслевых экспертов подключиться к этой работе.
Стандартизации в области ИТС был посвящен доклад начальника отдела методологии развития интеллектуальных транспортных систем РОСДОРНИИ Николая Торопова. Представитель учреждения презентовал этапы разработки Перспективной программы стандартизации в сфере интеллектуальных транспортных систем на период до 2026 года.
«Приоритетом Программы является формирование национальной системы нормативно-технической документации в сфере ИТС, отвечающей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического регулирования. Это станет гарантом безопасности функционирования интеллектуальных технологий», – уточнил Николай Торопов.
Вопросы регионов и выставка
Завершилась конференция круглым столом «Что делать с нормативными документами?». Модератором выступил директор Академии ИТС в автомобильно-дорожном комплексе РУТ (МИИТ) Султан Жанказиев. Эксперт презентовал доклад «ИТС в управлении мобильностью».
«Транспортное планирование и моделирование – сложнейший процесс, требующий участия опытных ученых, управленцев и экспертов в области инцидент-менеджмента. Кроме того, в России интеллектуальная транспортная модель должна быть подстроена под каждый из 85 регионов страны. Нам с вами предстоит большая работа», – сказал Султан Жанказиев.
РОСДОРНИИ взаимодействует с субъектами Российской Федерации на всех этапах формирования региональной концепции ИТС и непосредственной работы по внедрению «умных» технологий. На конференции эксперты Института проконсультировали участников из субъектов по ряду вопросов.
В частности, прозвучали актуальные вопросы от присутствующих на конференции представителей Волгоградской области и Якутска. Делегаты из регионов интересовались возможностью доработки проектов финансирования проектов по внедрению ИТС в случае повышения цен на комплектующие и возможностью уточнений критериев «цифровой зрелости территорий». Кроме того, поступили вопросы от онлайн-участников мероприятия. По каждой из тем был дан развернутый ответ.
Большой интерес вызвала выставка достижений отечественных разработчиков в области ИТС, организованная в рамках конференции. Выставочные экспозиции подготовили 13 компаний из разных регионов, специализирующихся на внедрении решений в области интеллектуальных транспортных систем.